ГлавнаяСведения об образовательной организацииОбразовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

  • Введение обновлённых ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

    Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО начиная 2022/2023 учебного года, ФГОС СОО с 2023/2024 учебного года
    Переход на ФГОС – до 2027 года
    Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.
    Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении, методов обучения и достижения нового качества его результатов.
    В мае 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации были утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО соответственно).
    Эти стандарты вступили в действие с 1 сентября 2022 года.
    В текущем учебном году по ним обучаются 1-е и 5-е классы.
    В 2023-2024 учебном году по обновленным образовательным стандартам будут обучаться 1-е, 2-е, 5-е, 6-е, 10-е классы.
    Летом и осенью 2022 года во все федеральные стандарты общего образования были внесены изменения.
    С 1 сентября 2023 года во всех российских школах введут единые федеральные образовательные программы (ФОП):
    Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на обновлённые ФГОС
    Нормативно-правовая база
    • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г (с изм. и доп. вступ. в силу с 13.07.2021г) и (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021г.)
    • Приказ Министерства просвещения №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», 31 мая 2021г.
    • Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г.
    • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 732 от 12 августа 2022 года "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413" (publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008)
    Чем обновленные стандарты отличаются от действующих? Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность – вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновлённых ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
    В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
    Следует отметить, что основой разработки содержания образования стали утверждённые концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.
    Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии и биологии). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности учащихся в сфере их интересов.
    В программах по предметам будет заложена возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.
    Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
    Претерпевают изменения и требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно будет оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования, которые позволят справиться с задачей формирования образовательных результатов на функциональном уровне.
    В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
    Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы – это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.
    Предполагается:
    1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
    2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
    3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
    4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
    Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

    edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение апробацию Рабочих программ ФГОС
    edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России